«Ростелеком» усовершенствует стратегию

ПАО «Ростелеком», используя технологии и ресурсы дочернего АО «Айкумен — информационные бизнес-системы» (бренд IQMen), провело исследование глобальных трендов развития сферы ИКТ. Его результаты оператор будет использовать для обновления стратегии развития, а также для более четкого планирования работы проектных команд и продуктовых офисов. «Ростелеком» намерен проводить такое исследование раз в год, а также совместно с индустриальными партнерами выпускать аналогичные мониторинги трендов и по другим отраслям.
Как рассказал директор Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Борис Глазков, компания запланировала провести такой мониторинг еще в середине 2016 г. На создание исследования оператор потратил четыре месяца. Сбором и анализом информации занимались специалисты «Ростелекома» и «Айкумен ИБС». Сумму инвестиций в проведение исследований компании не раскрывают.
«Мы провели это исследование для актуализации и обновления нашей стратегии», — подчеркнул старший вице-президент «Ростелекома» Сергей Анохин. По его словам, стратегия развития «Ростелекома» подразумевает трансформацию из оператора связи в провайдера цифровых и контентых услуг. «Соответственно, нам важно понимать, куда развиваются глобальные и российский рынки», — пояснил он. Исследование позволяет выявить и оценить наиболее перспективные направления развития сферы ИКТ. Оператор будет использовать их в стратегическом планировании и продуктовом развитии.
В качестве источников данных оператор использовал англоязычные научные публикации (более 2 млн) и статьи в специализированных СМИ (более 100 тыс.), а также данные о патентах (2,2 млн патентов) и об инвестициях в технологические стартапы по всему миру (более 100 тыс. сделок). В основе исследования лежит анализ частоты упоминания определенных словосочетаний, на основе которых и был составлен перечень трендов. Каждый из источников характерен для определения стадии жизненного цикла тренда (интерес к тренду научного сообщества, патенты как стремление коммерциализировать технологию, сделка — как пример инвестиционной привлекательности, упоминание в СМИ — как проявление интереса широкой общественности). «Мы применили передовые технологии, связанные с большими данными, со сбором и анализом неструктурированной информации, а также использовали инструментарий интеллектуального машинного обучения», — отметил Сергей Анохин.
В частности, в топ трендов, которые чаще всего упоминались в научных публикациях, вошли информационно-центричные сети, краудсорсинг, SDN, носимые вычислительные системы, мобильные медицинские гаджеты (mHealth), 3D-печать и др. В топ трендов, которые чаще всего упоминались в связи с патентованием, вошли беспроводные ad-hoc (самоорганизующиеся) сети, blockchain, VR, нейронные сети, устройства для «умного» дома, распознавание речи и др. На стадии инвестиционной активности чаще всего упоминались такие тренды, как экономика совместного использования (sharing economy), blockchain, летающие беспилотники, нейронные сети, Интернет вещей и др. Кроме того, исследование выявило активность разных стран в развитии того или иного тренда. Самыми активными в области развития ИКТ оказались США, Китай и страны Центральной Европы.
«Идея в том, что, имея эту модель, вы можете получать ответы на такие вопросы, как «куда инвестировать», «в каких точках мира идут разработки», «локальна ли разработка или распространена по миру», — говорит руководитель департамента управления проектами «Айкумен ИБС» Дмитрий Часовской.
«Нас интересует, куда двигаются мировые телеком-компании. Это не просто красивое исследование, а прикладная часть нашей работы, конкретная история про нашу стратегию. Мы выбрали не просто быстрорастущие тренды, а прорывные и устойчивые тенденции, которые начиная с 2014 г. активно развиваются, которые точно стоит учитывать в стратегическом планировании и венчурном инвестировании», — говорит Борис Глазков. Основные тренды, с которыми «Ростелеком» связывает стратегию развития, — это «умные» города, дома и квартиры, Интернет вещей, программно-конфигурируемые сети, автономные автомобили и др.
«Мониторинг — это не просто отчет, а инструментарий, который позволит компании прогнозировать технологическое развитие. Мы получаем независимую картину будущего, исходя из которой пишем стратегию», — сказал Борис Глазков. По его словам, ценность этой работы и в том, что оператор не нанимал никаких консультантов и аналитиков, а делал мониторинг сам. «Результаты исследования во многом похожи на то, что пишут IDC, Gartner и др., что только подтверждает корректность нашей методики. Кроме того, такого соотношения работы «атийшников», машин и экспертов, которого достигли мы, достиг мало кто», — отметил он.
По словам Бориса Глазкова, аналогичные исследования можно проводить для выявления трендов и в любых других отраслях. «Ростелеком» не исключает, что будет делать такие исследования для других отраслей вместе с индустриальными партнерами.
Оператор планирует делать мониторинг глобальных трендов развития сферы ИКТ раз в год и сравнивать полученные результаты. «Мы хотели бы популяризировать результаты исследования внутри компаний «Ростелекома», чтобы проектные команды и продуктовые офисы принимали это к сведению и делали более взвешенные продуктовые решения», — отметил он.
«По данным IBM, с 2012 г. среди всего разнообразия факторов, влияющих на бизнес, в наибольшей степени на стратегическое развитие предприятий стали влиять технологические факторы. Они потеснили даже рыночные, макроэкономические и социально-экономические факторы. Соответственно, если технологии так сильно влияют на ваш бизнес, то вы должны их изучать. Это касается и крупных, и мелких предприятий, и самих работников, так как они должны понимать, какие компетенции будут востребованы, а какие нет», — говорит директор направления анализа рынков облачных и ИТ-услуг J`son & Partners Consulting Александр Герасимов.
Другие компании также стремятся проводить исследования, чтобы более четко осуществлять стратегическое планирование. Как сообщила пресс-служба АО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК), для формирования стратегии ТТК проводила исследования наиболее перспективных направлений развития отрасли как самостоятельно, так и с привлечением сторонних консультантов. «Компания постоянно изучает и анализирует актуальные рыночные тенденции для формирования новых продуктовых предложений», — отметил сотрудник пресс-службы ТТК.
«Мы как сами заказываем исследования у внешних провайдеров, у аналитиков, так и используем внутренние ресурсы», — сообщила пресс-секретарь ПАО «ВымпелКом» Анна Айбашева.
Подход команды Tele2 к прогнозированию технологических трендов для стратегического планирования является комплексным. Он включает анализ глобальных технологических трендов с использованием информации от российских и мировых аналитических агентств, вендоров, ведущих зарубежных операторов. По словам представителя пресс-службы компании Константина Прокшина, на регулярной основе Тele2 проводит анализ потребительских предпочтений и «болевых точек» отрасли. «Результатами работы «Ростелекома» мы, конечно же, воспользуемся. Такой мощный аналитический инструмент, как исследование трендов научных и деловых публикаций, патентов и инвестиций, — важный шаг в актуализации бизнес-окружения для телеком-компании, за которым следует глубинный анализ движущих факторов, меняющих правила игры», — уточнил он.
«Мы используем широкий набор инструментов для оценки трендов, рынка и позиции компании на нем. Он включает собственную аналитику, партнерство с международными компаниями, например Telefonica, GSMA, аналитику специалистов банковского сектора, вендоров, — сообщила руководитель пресс-службы ПАО «МегаФон» Юлия Дорохина. — Новую стратегию мы разрабатывали с участием ведущих зарубежных консалтинговых компаний. 25 мая мы будем готовы ее представить».